Версия для слабовидящих · Основной дизайн

МБОУ: Романовская средняя общеобразовательная школа

 
Публичный отчет по проблеме «Формирование успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути, в процессе реализации принципов профильного обучения» PDF Печать E-mail
22.10.10 10:00

Сегодня Романовская средняя общеобразовательная школа – это не только новое современное здание, которое приковывает внимание всех гостей нашей станицы, но и единый комплекс, дающий возможность учащимся реализовать себя как в учебе, так и во внеурочной деятельности. Здесь учеников вооружают основами современных знаний практически по всем предметам, ведь школа представляет собой некий союз высокопрофессионального педагогического коллектива с громадным творческим потенциалом, сообщества родителей, болеющих душой за будущее поколение, и детей, таких разных, но обязательно по-своему талантливых!

И в школе создано многое, чтобы каждый ребенок открыл в себе эти таланты. На сегодняшний день Романовская школа является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, в рамках Национального проекта «Образование» (2006г.); дипломантом XIII Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес» (2010 г.), казачьей школой с 2001 года; экспериментальной площадкой по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2004 года и Государственного образовательного стандарта II поколения с 2008 года.

Школа работает и развивается. Основные направления ее деятельности на следующие 5 лет определены в ее Программе развития, которая создавалась с учетом пожеланий общественности в лице родителей. В декабре 2009 года было проведено анкетирование родителей, в котором приняли участие около 25 %. Опрос позволил сформулировать основное стратегическое направление деятельности школы, которое связано с формированием успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути, в процессе реализации принципов профильного обучения.

Таким образом, именно профилизация школьного образования стала одной из важнейших целей деятельности школы. Достижение этой цели невозможно без решения целого комплекса задач:

  • определение оптимального содержания образования с учетом требований современного общества к выпускнику на основе государственных образовательных стандартов 1-го и 2-го поколения, а также регионального (казачьего) компонента федерального государственного стандарта образования;
  • расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием через организацию профильного обучения;
  • повышение качества учебных занятий на основе использования компетентностного подхода;
  • формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие, формирование культуры здорового образа жизни;
  • реорганизация системы управления школой, развитие ее общественной составляющей;
  • развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • использование ресурсов дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности, включение внеобразовательных социальных структур в систему образования;
  • развитие системы ученического самоуправления;
  • развитие единой информационной среды и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, удовлетворения различных образовательных потребностей и вовлечения общественности в образовательный процесс.

Необходимо остановится на основных направлениях деятельности школы, отражающих работу по решению выше перечисленных задачах.

Для каждого ребенка важна роль предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственного развития, начиная с начальной школы. В этом неоценимую помощь оказывает внеучебная деятельность, внедряемая в рамках апробации Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения, которая позволяет учащимся приобрести исследовательский, проектный, творческий опыт. Во 2 «Б» и 3 «В» классах, участвующих в эксперименте, на спортивно – оздоровительную работу, которая включает спортивные и подвижные игры, а также хореографию отводится 3 часа. Остальные 7 часов отводятся на проектную деятельность, художественно-эстетическое развитие, краеведение, а также включают в себя предметы, не входящие в обязательные, такие как «Информатика в играх и задачах» и «Риторика». В 2011 году планируется поэтапный переход на стандарт 2-го поколения всех учащихся начальных классов, что позволит в рамках внеучебной деятельности расширить возможности внедрения занятий, связанных с последующим самоопределением школьников.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. В нашей школе это «Основы профессионального самоопределения», «История донского края», «Черчение», «Стилистика русского языка». Основная функция этих курсов – способствовать возникновению интереса к предметам как к потенциальному профилю обучения и оказать помощь в дальнейшем жизненном выборе 9-классников.

На старшей ступени предусматривается профильное обучение. Перед школой ставится задача создания “системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. А профильное обучение позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования. В конце 9-ого класса для учащихся проводится анкетирование, связанное с открытием профильного класса. В 2008-2009 учебном году предпочтение было отдано физике, химии и математике, в связи с чем был сконструирован для учащихся 10 «А» класса химико–физический профиль, а в этом году учащиеся отдали свои голоса обществоведению, истории и математике, поэтому 10 «А» является классом социально-экономического профиля. Ежегодно наряду с профильными на старшей ступени открываются и универсальные (т.е. непрофильные) классы.

С целью усиления профильных предметов, а также обеспечения качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации для учащихся 10-х и 11-х классов организованы следующие элективные курсы:

  • «Биогенные элементы в нашей жизни»;
  • «Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров»;
  • «Научная и деловая речь как индикатор общей и профессиональной культуры»;
  • «Путешествие в мир фармакологии»;
  • «Решение задач с параметром»;
  • «Язык и речь»;
  • «История мировых религий».

Таким образом, внедрение принципов профилизации на всех ступенях обучения позволяет обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями и преемственность между общим и профессиональным образованием, расширяет возможности социализации учащихся.

Процесс воспитания в рамках профилизации школьного пространства направлен, в первую очередь, на развитие творческой самостоятельности, формирование ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества. Ключевыми составляющими этой работы являются классные часы, экскурсии, а также организация мероприятий в тесном сотрудничестве с объектами социального окружения. Особую роль в становлении личности как субъекта культуры играют посещение музеев, библиотек, экскурсии по городам России. Дальнейшему самоопределению учащихся способствуют ставшие традиционными в нашей школе месячники по профориентации и Уроки занятости, которые всегда проходят при активном участии старшеклассников, а также представителей Центра занятости Волгодонского района и средних и высших учебных заведений.

В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года сказано: «Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…» В связи с этим дополнительное образование является важной составляющей в деятельности школы по профилизации. В 2009-2010 учебном году в школе работало 19 кружков. Причем, это были не только предметные (такие как «Занимательная грамматика», «Юный математик», «Мир, в котором я живу», «Здоровье, красота, химия», «Любители словесности», «Основы молекулярной биологии и генетического анализ»), но и кружки спортивной направленности, формирующие физическую культуру учащихся, формирующие навыки самосохранения («Спортивные игры для мальчиков и девочек», «Спасатель», «Юные инспектора дорожного движения»). Сфера дополнительного образования школы стала зоной поиска и обновления содержания образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией, позволяющей расширить рамки школьного образования и направленной на выявление индивидуальных, иногда глубоко скрытых способностей ребенка, что в дальнейшем сыграет положительную роль в его профессиональном самоопределении. Поэтому в школе около 30 % кружков в своей работе основываются на развитии творческих, креативных составляющих личности ребенка: это «Рукодельница», «Художественное слово», «Самоделкин», «Донской сувенир», «Сценическая речь». Второй год работал детский казачий хор и две хореографические группы.

В этом учебном году сфера дополнительного образования находится под нашим пристальным вниманием: расширен спектр направлений, по которым работают кружки, изучается социальный запрос на услуги дополнительного образования. Так, в сентябре – октябре 2010 года проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 494 человека, что составило 73%. В одном из вопросов определялась востребованность школьных дополнительных услуг и запрос тех образовательных услуг, которые хотелось бы иметь родителям в школе. Наиболее популярными видами дополнительных услуг, предоставляемых в школе стали музыкально-ритмические занятия и хореография: от 9% в старшем и среднем звене до 21 % в начальной школе. Причем, многие родители высказали желание воспользоваться платно следующими дополнительными услугами: 18 % - обучение иностранному языку, 14 % - компьютерная грамотность, компьютерное программирование, 12 % - автодело. Наиболее востребованными оказались усиленная подготовка к вузу и репетиторство по предметам (по 21 %). Таким образом, анкетирование показало глубокую заинтересованность родительской общественности в получении качественных дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных. (Добавить о формах финансирования и о возможностях школы по оказанию платных дополнительных услуг)

Реализация принципов профильного обучения невозможна без качественного сопровождения этой деятельности психологической службой школы. Более подробно об этом аспекте работы школы расскажет в своем выступлении школьный педагог-психолог Телегина Н.В.

Одним из важнейших факторов необходимых в работе по формированию личности в контексте профилизации процесса обучения является обеспечение необходимых условий: достаточная профессиональная компетентность педагогического коллектива, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение.

В школе работает 52 педагога, из них 41 учитель-предметник, 1 вожатая, 1 социальный педагог, 1 психолог, 1 хормейстер, 1 хореограф; 1 мастер производственного обучения.

27% педагогов школы награждены государственными и отраслевыми наградами:

  • знаком «Отличник народного просвещения», «Почетный работник образования» - 4 человека;
  • Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 10 человек, из них 4 являются победителями Национального проекта «Образование».

Учителя нашей школы демонстрирую свое профессиональное мастерство на ежегодном районном конкурсе «Учитель года Волгодонского района», 4 педагога являются победителями этого конкурса. В 2009-2010 году таким победителем стала учитель начальных классов Прокопченко Н.В., которая будет представлять Волгодонской район и нашу школу в областном конкурсе «Учитель Дона - 2011».

Кадровый потенциал нашей школы проиллюстрирован с помощью данных диаграмм, которые позволяют увидеть, что педагоги нашей школы обладают достаточной профессиональной компетентностью и способны грамотно реализовывать задачи, связанные с внедрением в практику школы принципов профилизации обучения.

Методическая и информационная поддержка выбранного курса развития обеспечивается на всех ступенях за счет использования учебных программ и учебно-методических комплектов, утвержденных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Методическая служба школы осуществляет целенаправленную работу по формированию личности педагога, способного грамотно реализовывать цели и задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по нескольким направлениям. Это, прежде всего, работа педагогического совета, методических объединений, тематических семинаров и практикумов. Так, в прошедшем учебном году были проведены педагогические советы «Стратегическое планирование развития школы в инновационной среде» и «Современные воспитательные технологии», на которых одним из ключевых вопросов было вовлечение педагогов школы в инновационную деятельность, связанную с созданием условий для формирования личности, способной к осознанному и успешному выбору дальнейшего жизненного пути.

Еще одной немаловажной составляющей в обеспечении процесса успешного функционирования и развития школы является ее материально-техническая база. На сегодняшний день в школе работают 30 учебных кабинетов. Из них 7 кабинетов начальных классов, 5 - математики, 4 - иностранного языка, по 3 кабинета русского языка и литературы, истории и обществознания, по 1 - физики, химии, биологии, географии, ОБЖ и автодела, музыки. Кроме того, полностью оборудованы и используются в образовательном процессе лингафонный кабинет и компьютерный класс, швейный и кулинарный цеха, столярная и слесарная мастерские, два спортивных зала, тренажерный зал, библиотека с хранилищем учебных фондов, музей, актовый зал, игровая площадка, столовая, функционируют медицинский и стоматологический кабинеты.

В настоящее время в Романовская средней общеобразовательной школе имеются и обеспечивают качественное ведение процесса обучения 67 персональных компьютерjd, два ноутбука, сервер; 15 лазерных черно-белых принтеров, сканер; 19 мультимедийных проекторов; 2 интерактивных доски; мультимедийный лингафонный комплект; локальная компьютерная сеть; школьная медиатека, состоящая из более чем 300 наименований.

Школьная библиотека обладает обширными фондами.

Анализ материально-технического состояния показывает, что школа в достаточной мере укомплектована и эти ресурсы в полной мере позволяют осуществлять образовательный процесс с учетом введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Рассматривая деятельность Романовской школы, нельзя не сказать об одной из самых важных составляющих учебного процесса – родителях. Именно они являются той частью социума, которая активно содействует школе. Родительская общественность активно участвовала во всех процессах, определяя стратегию развития и оптимальное функционирование Романовской школы.

Анализ деятельности школы невозможен без ее результатов. Оценивать результативность школы можно по нескольким направлениям: это и итоги государственной (итоговой) аттестации, и участие и победы во Всероссийских предметных олимпиадах и конкурсах, и успешное жизнеустройство выпускников. На протяжении 3-х лет выпускниками школы показываются стабильные и практически 100-процентные результаты обученности (и это несмотря на то, что и 9-ые, и 11-ые классы сдавали и сдают экзамены в независимой форме оценивания). Радостно видеть выпускников, успешно поступающих в высшие учебные заведения на бюджетные места, причем, не только Ростовской области, но и Москвы и Санкт-Петербурга. И, конечно, нельзя не сказать о тех детях, которые уже в школе начали проявлять себя как незаурядные, талантливые личности. Таких в Романовской школе достаточно много. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2009 году приняли участие 39 учащихся 8-11 классов, а победителями и призерами стали 12 человек. К сожалению, наши учащиеся в прошлом учебном году не боролись за титул самых умных в рамках областных олимпиад, но год назад 1 из учениц школы стала призером областной олимпиады по русскому языку. Есть и другие таланты: например, школьный ансамбль «Мажор» является неоднократным победителем районных и областных конкурсов художественной самодеятельности, а спортсмены школьных команд по баскетболу, волейболу и легкой атлетике стали в прошлом году призерами районных и областных соревнований по этим видам спорта.

Подводя итог, необходимо сказать, что деятельность Романовской средней общеобразовательной школы по формированию личности, способной к самостоятельному и обдуманному выбору дальнейшего жизненного пути, - это комплексная работа, требующая равного участия в ней и педагогов, и учащихся, и, конечно, родителей.

 

Случайные фото

Ваш IP

54.166.207.223, 54.166.207.223
Allsoft.ru - магазин софта

Погода сегодня

Праздники России

ministerstvo-ro

moro

otdel_banner

ros_obr

fed_centr

ed_okno

cifr_coll

ron_banner2015

pravo1