Воспитательная работа Печать

Информация

о работе МБОУ: Романовская СОШ, имеющей статус «казачья», направленной на осознание обучающимися  самобытности российского казачества, формирование культуры здорового образа жизни, освоение основ православной культуры.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.

В целях сохранения духовного и исторического наследия казачества Дона, воспитания уважения в отечественной истории и символам государства, культурным ценностям и традициям межнационального общения в МБОУ: Романовская СОШ ведѐтся работа по содействию эффективному развитию целостной системы непрерывного разноуровнего казачьего образования.

Цель работы:

Формирование у учащихся целостного представления об истории казаков, традициях, быте и культуре, о роли и месте казаков в историческом становлении Российского государства и сохранении культурно-национального единства. Познание истоков духовной культуры Дона; знакомство с народным художественным творчеством, этнографией;  воспитание патриотизма, гражданственности и традиционного казачьего мировоззрения

Задачи :

1.Изучить быт, обычаи, традиции, обряды и праздники донских казаков.

2.Приобщать подрастающее поколение к народной песенной культуре, традиционному танцу.

3.Совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

4. Познакомить с традиционными казачьими промыслами.

5.Воспитать гражданственность и развивать мировоззренческие убеждения учащихся.

6. Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству.

С целью вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность, обеспечения условий для самореализации каждого учащегося на базе школы создана детско-юношеская  организация «Школьная казачья республика», в состав которой входят три объединения: «Юные дончата» - учащиеся начальных классов, «Дончата» - учащиеся среднего звена, «Донцы» - учащиеся старших классов. Исполнительным органом школьного самоуправления является Совет  атаманского правления. Ежегодно в начале учебного года проводятся выборы атамана  Школьной казачьей республики. По итогам голосования атаманом Школьной казачьей республики становится ученик, набравший наибольшее количество голосов. Задачами данного мероприятия является:

-создание условий для реализации своей роли в становлении и развитии детско-юношеского движения;

-ознакомление участников с порядком проведения избирательной кампании, с механизмом голосования;

-создание модели проведения выборов в органы государственной власти и выработки у детей и молодежи навыков участия в избирательном процессе.

С целью освещения работы Совета атаманского правления (далее Совета) в школе действует радиогазета и газета «Колокол». Один раз в месяц проводятся заседания Совета, где ребята отчитываются о проделанной работе.

Члены организации «Донцы» тесно взаимодействуют с «Юными дончатами» и «Дончатами». Так:

- члены подразделения спорта и здоровья организовывают веселые эстафеты, спортивные соревнования;

- члены подразделения культуры и досуга во время перемен проводят различные игры;

- члены подразделения информации готовят  тематические радиоминутки;

- члены подразделения образования проводят Уроки мужества в музее воинской славы.

Важную роль в вопросе возрождения культуры казачества играет просветительская работа. Большая роль здесь отводится тематическим классным часам. В 2019-2020 учебном году классными руководителями совместно с учащимися были запланированы и проведены классные часы на темы:

1. «Донской край – мой край »

2. «Обычаи и праздники казаков »

3. «Первые казачьи городки. Жилище казака»

4. «У истоков казачества»

5. «Казачьи посиделки»

6. «История донского казачества в лицах»

7. «Заповеди казаков »

8. «Казаки на страже рубежей Родины»

9. «Возрождение казачества – это не ребячество»

10. «Воспитание в казачьих семьях»

11. «Достопримечательности родного края»

12. «Сыны Отечества»

13. «Огромный дом и отчий край»

14. «Мы граждане великой России»

Согласно плану воспитательной работы проводились общешкольные  мероприятия:

- Выборы атамана Школьной казачьей республики;

-Посвящение первоклассников в ДО «Юные дончата»;

-Фестиваль национальных культур «Дон многонациональный»;

-Конкурс рисунков «Крещенское утро»;

-Фольклорный праздник «Широкая масленица».

В течение года учащиеся школы принимали участие в различных районных, областных, всероссийских и международных мероприятиях:

-Слет казачьей молодежи войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» «Готов к труду и обороне»

-Строевой смотр казачьих дружин Романовского юрта и дружин казачьих средних общеобразовательных организаций Волгодонского района;

-Слет детских и молодежных казачьих объединений «Юные дончата», «Дончата», «Донцы» Волгодонского района;

-Митинг, посвященный освобождению с. Романовской от фашистских захватчиков;

-Траурный митинг-молебен, посвященный годовщине со дня подписания циркулярного письма ЦК РКП(б) о проведении массового террора в отношении казачества, положившему начало геноцида против казачества;

-Молодежная акция «Я - гражданин России», посвященная Дню Конституции РФ;

- Районный конкурс «А ну-ка, парни!;

-межрайонный фестиваль творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Шаги навстречу»;

-межрайонный фестиваль молодежного творчества «Мы в теме»;

-районный молодежный конкурс-фестиваль национальных культур «Венок дружбы»»;

-фестиваль-конкурс литературно-художественного творчества «Романовские зори»;

-V районный  конкурс рисунков и декоративно-прикладного творчества  «Мамочка милая, мамочка моя»;

-II районный конкурс патриотической песни «Поющий Дон»;

-всероссийская добровольная интернет-акция «Противопожарная безопасность»;

-региональный конкурс детского рисунка «Охрана труда глазами детей»;

-муниципальный конкурс творческих работ «Новый Год глазами детей»;

-всероссийский конкурс чтецов «Живая классика»;

-всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»;

-региональная научно-практическая конференция «Региональная история Великой Отечественной войны(теория и практика организации учебно-исследовательской деятельности);

-XII Городская научно-практическая конференция Академии юных;

-отборочный тур районного военно-патриотического фестиваля «Наследники Победы»;

-региональный проект «Молодежная команда губернатора»;

-в рамках движения «Сделаем Вместе!» Всероссийская акция «Здоровый образ жизни- путь к успеху» и патриотическая акция «Победа одна на всех»;

-районный конкурс на лучшее чучело Масленицы;

-конкурс военного стихотворения «Родник памяти»;

В целях пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних в сентябре в школе проводились Недели здоровья, в рамках которых проходили различные спортивно-массовые мероприятия:

-Всероссийский кросс Нации;

-Военно-полевая игра «Зарница»;

-Спортивные состязания «Казачьи игры»;

-Веселые эстафеты с участием родителей;

-Праздник народных уличных игр;

-Товарищеские встречи между командами учащихся и учителей.

В школе работает музей воинской славы, руководителем которого является Капшукова И.А., учитель истории. Из числа старшеклассников ею создан исследовательский отряд «Стригунок». Члены отряда собирают информацию о событиях военного времени, о ветеранах, проживающих в станице Романовской и Волгодонском районе, проводят образовательные экскурсии по местам боевых действий: место захоронения героев Романовского подполья, место захоронения членов истребительного батальона станицы Романовской, мемориал «Вдовы». В этом учебном  году было проведено более 30 экскурсий. С января 2020 года члены отряда «Стригунок» два раза в неделю готовят радиосообщения  информбюро, освящающие события ВОВ. Ребятами разработаны экскурсии для разных возрастных групп на темы: «Школьные музеи - хранители воинской славы», «А.А. Забазнова –...Мы не ждали посмертной славы», «Ушли непобежденными», «Была другая молодость у них!», «Огненный выпуск», «У войны не женское лицо», «Освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков», «…Идет война народная, священная война», виртуальная экскурсия «Путешествие по улицам станицы Романовской, носящих имена героев».

В соответствии с региональными стандартами в ряд учебных дисциплин введен региональный компонент: окружающий мир, ИЗО, музыка, история, литература, география, биология, технология, иностранный язык, ОРКС, ОДНКНР.

В рамках внеурочной деятельности в школе реализуются следующие курсы:

- «Доноведение» - 1-4 классы

- «Истоки» - 7  классы

- «Хоровое пение» - 5 классы

- «Занимательная экология» - 5, 6 классы;

-«История Донского казачества»- 9 классы.

Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом.

Уроки  ОБЖ: 10-11 классы разделы «Основы обороны государства», «Основы военной службы».

Уроки истории, обществознания: 5 класс разделы «Родина», «Защита Родины», 6 класс  «На защите Отечества»,  7 класс «Права и обязанности граждан», 9класс «Политическая правовая сфера», «Конституция. Основной закон РФ», 9-11 классы «Вторая мировая война».

Уроки литературы 5-11 классы «Героическое прошлое России в литературных произведениях».

Уроки музыки 3 класс «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу», «Русский национальный герой Иван Сусанин», 4 класс «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»,7 класс «Образ Великой Отечественной войны в ленинградской симфонии Д. Шостаковича».

Окружающий мир 4 классы «Великая Отечественная война».

Большую помощь в воспитательной работе по возрождению культуры казачества оказывает кружковая работа. В 2019-2020 учебном году в данном направлении  функционировали следующие кружки:

- «Туризм»

- «Краеведение»

- «Экология Донского края»

- «Художественное слово»

Таким образом, вся проделанная работа способствует:

- получению учащимися глубоких знаний об истории казачества, казачьих традициях и обычаях;

- формированию у учащихся осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах возрождения казачества;

- пробуждению чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, интереса к современным проблемам казачества.